Вы здесь

Понятие воинского учета и бронирования в организации

Понятие воинского учета

Под воинским учетом в РФ понимается государственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов.

Основной целью воинского учета является обеспечение полного и качественного укомплектования призывными людскими ресурсами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в мирное время, а также обеспечение в периоды мобилизации, военного положения и в военное время:

  •  потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в мобилизационны/х людских ресурсах путем заблаговременной приписки (предназначения) граждан, пребывающих в запасе, в их состав;
  • потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в трудовых ресурсах путем закрепления (бронирования) за ними необходимого количества руководителей и специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, рабо-тающих в этих органах и организациях.

Основными задачами воинского учета являются:

  1.  обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной законо-дательством Российской Федерации;
  2. документальное оформление сведений воинского учета о гражданах, состоящих на воинском учете;
  3. анализ количественного состава и качественного состояния призывных и мобилиза-ционных людских ресурсов для их эффективного использования в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  4. проведение плановой работы по подготовке необходимого количества военно - обу-ченных граждан, пребывающих в запасе, для обеспечения мероприятий по переводу Воору-женных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов с мирно-го на военное время, в период мобилизации и поддержание их укомплектованности на требуе-мом уровне в военное время.

Основным требованием, предъявляемым к системе воинского учета, является посто-янное обеспечение полноты и достоверности данных, определяющих количественный состав и качественное состояние призывных и мобилизационных людских ресурсов.

Функционирование системы воинского учета в РФ обеспечивается Министерством обо-роны РФ, Министерством внутренних дел РФ, Службой внешней разведки РФ, органами Феде-ральной службы безопасности РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно - правовой формы.

Воинский учет граждан по месту их жительства осуществляется военными комиссариатами районов, городов без районного деления и иных муниципальных (административно-территориальных) образований, а также иными органами, осуществляющими воинский учет граждан по месту жительства.

Воинский учет ведется во всех организациях и должен охватывать все категории граждан, работающих (обучающихся) в организациях.

За состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций.

Понятие бронирования

Бронирование граждан, пребывающих в запасе, это осуществление органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями комплекса мероприятий, направленных на обеспечение их в период мобилизации и в военное время трудовыми ресурсами и заключается в предоставлении определенным категориям работающих граждан, пребывающих в запасе, отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время.

Основной задачей бронирования граждан, пребывающих в запасе, является закрепление на период мобилизации и в военное время за органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также за организациями руководителей, специалистов, высококвалифицированных рабочих и служащих из числа граждан, пребывающих в запасе, путем заблаговременного и рационального распределения их между Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями, органами и создаваемыми на военное время специальными формированиями, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями.

Граждане, пребывающие в запасе и имеющие право на отсрочку от призыва, но не зачисленные на специальный воинский учет вследствие не оформления им отсрочек, подлежат призыву по мобилизации.

Забронированные граждане, пребывающие в запасе, освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации, и последующих призывов в военное время, на срок действия предоставленной отсрочки, а также от призыва на военные сборы.

Руководство, контроль, нормативное и методическое обеспечение работ по бронирова-нию граждан, пребывающих в запасе в РФ осуществляет Межведомственная комиссия по во-просам бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях.

На территории городского округа «Город Белгород» методическое руководство работой по бронированию граждан, пребывающих в запасе, за органами местного самоуправления и организациями, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или кото-рые находятся в сфере их ведения, организует и обеспечивает Комиссия города по брониро-ванию граждан, пребывающих в запасе.

Для проведения работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе, организации получают в установленном порядке утвержденные перечни должностей и профессий (выписки из перечней) и Инструкции по бронированию (выписки).

Должностные лица, виновные в невыполнении обязанностей по воинскому учету и бронированию граждан, пребывающих в запасе, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Основные требования по организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе

Все организации обязаны состоять на учете в органах местного самоуправления.

Для ведения воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, на основании Положения о воинском учете, в организациях должны содержаться специальные работники исходя из следующих норм:

  • 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству, - при наличии на воинском учете менее 500 граждан;
  • 1 освобожденный работник - при наличии на воинском учете от 500 до 2000 граждан;
  • 2 освобожденных работника - при наличии на воинском учете от 2000 до 4000 граж-дан;
  • 1 освобожденный работник на каждые последующие 3000 граждан, состоящих на воинском учете.

Персональный состав и функциональные обязанности работников по ведению воинско-го учета и бронированию граждан определяются приказом руководителя организации.

Назначение, перемещение и увольнение работников, занимающихся воинским учетом и бронированием граждан, проводится по согласованию с отделом военного комиссариатом, за исключением организаций, имеющих мобилизационные органы.

При временном убытии работника, осуществляющего воинский учет и бронирование граждан, пребывающих в запасе, руководитель организации приказом назначает другого ра-ботника. В этом случае вновь назначенному лицу передаются по акту все документы, необхо-димые для работы по воинскому учету и бронированию граждан, пребывающих в запасе, в том числе бланки специального учета (форма № 4), личные карточки (форма № Т-2).
Перед подписанием акта наличие бланков специального учета (форма № 4), числящих-ся за организацией, сверяется с данными соответствующего отдела военного комиссариата Белгородской области.

Основными документами воинского учета, на основании которых заполняется раз-дел II личной карточки формы № Т-2, являются:

  • для граждан, пребывающих в запасе - военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета);
  • для граждан подлежащих призыву на военную службу - удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.

Для ознакомления граждан, пребывающих в запасе, работающих в организации, с положениями нормативных актов по воинскому учету в каждой организации необходимо иметь стенд с информацией по воинскому учету (перечень руководящих документов, обязанности граждан по воинскому учету, таблица предельных возрастов пребывания в запасе граждан, выписки из нормативных документов и т.д.). В связи с тем, что воинский учет в организациях ведут, в основном, работники кадровых органов, стенд можно разместить возле помещения отдела кадров. Изготовить стенд можно в организации или заказать в рекламном агентстве.

Документы по ведению воинского учета в организациях

Документы по ведению воинского учета граждан в организациях изготавливаются организациями.

В каждой организации (с ее образованием и перед началом очередного календарного года) должны разрабатываться (вестись):

  1. Приказ «Об организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе».
  2. План работы по ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе.
  3. Картотека личных карточек формы № Т-2 и № Т-2 ГС на граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу.
  4. Журнал проверок состояния воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе.
  5. Расписки в приеме документов воинского учета и корешки от них.
  6. Служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского  учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации.
  7. Карточка учёта организации (КУО Ф. № 18).
  8. Другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Фе-дерации, органами местного самоуправления  и руководителями организаций.
  9. Справочная информация по обязанностям граждан по воинскому учету, мобилизацион-ной подготовке и мобилизации.

Если в организации осуществляется бронирование граждан, пребывающих в запасе, то дополнительно к этим документам разрабатываются и ведутся документы в соответствии с приложениями к Инструкции по бронированию.

Руководители организаций обязаны выделить для работников военно-учетных подразделений специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность документов.

Проверка состояния воинского учета и бронирования

Состояние воинского учета, правильность бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организациях проверяются:

  • отделами военного комиссариата Калужской области по округам г. Калуги;
  • территориальной и городской комиссиями по бронированию граждан, пребывающих в запасе, во всех организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации за исключением организаций, находящихся в сфере ведения федеральных органов государственной власти или деятельность которых связана с деятельностью этих органов (по планам работы комиссий).

Результаты контроля отражаются в журналах проверок состояния воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе (форма № 19) и доводятся до руководителей организаций.

Отчетность по воинскому учету и бронированию

Организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности представляют отчет:

  • в федеральные органы государственной власти или в организации по подчиненности;
  • в городскую комиссию по бронированию граждан, пребывающих в запасе;
  • в отдел военного комиссариата Калужской области по месту нахождения (юридический адрес) организации.

Основными ежегодными отчетными документами о состоянии работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе, являются:

  •  отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе, составленный по форме № 6;
  • доклад (пояснительная записка) о состоянии работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе, за отчетный период;
  • карточка учета организации (форма № 18).

Отчеты составляются по состоянию на 31 декабря отчетного года и должны содержать полные и достоверные сведения о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе, и о проделанной работе по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, в тех органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, за которые они представляются.

Организации, где ведется только воинский учет, представляют в качестве отчета кар-точку учета организаций (форма № 18).

Обязанности по ведению воинского учета в различных организациях возложены не только на работников кадровых органов, но и на других сотрудников по совместительству, поэтому в конце года нагрузка на работников организаций, выполняющих обязанности по ведению воинского учета, возрастает. Возрастает нагрузка и на комиссию по бронированию.

Чтобы исключить авральную работу, отчеты по воинскому учету и бронированию представлять до 1 декабря отчетного года.

Постановлениями Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, от 30.12.2010г. № 505-дсп, от 31.05.2011г. № 514-дсп и от 27.07.2011г. № 525-дсп в Инструкцию по бронированию и, соответственно, в отчет о численности работаю-щих и забронированных граждан, пребывающих в запасе (форма № 6) и в карточку учета орга-низации (форма № 18), внесены некоторые изменения.

Бланки карточки учета организации (форма № 18) и отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе (форма № 6), Вы можете найти в подразде-ле «Формы отчетных документов».

Отчетные документы за 2012 и последующие годы представлять по новым формам.

Руководящие документы в области воинского учета и бронирования
  1.  Конституция Российской Федерации.
  2. Федеральный закон от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне».
  3. Федеральный закон от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ «О мобилизационной подго-товке и мобилизации в Российской Федерации».
  4. Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и воен-ной службе».
  5. Указ Президента РФ от 14 августа 1992 года № 890 «Об организации работы по бро-нированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях».
  6. Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2006 года № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете».
  7. Постановление Правительства РФ от 17 марта 2010 года № 156 «Об утверждении Правил бронирования граждан РФ, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Фе-дерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в ор-ганах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях».
  8. Инструкция по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе, утвержденная постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования ГПЗ от 22 декабря 1999 год № 144.
  9. Инструкция Генерального Штаба Вооруженных Сил Российской Федерации по веде-нию воинского учета в организациях.
  10. Методические рекомендации Генерального Штаба Вооруженных Сил Российской Федерации по ведению воинского учета в организациях.