Вы здесь

Основные направления улучшения состояния окружающей среды

Одним из важнейших показателей качества жизни  является уровень экологической безопасности и благоустройства в муниципальных образованиях.
Правительством Российской Федерации обнародован национальный проект социально-экономического развития, целью которого является улучшение уровня и качества жизни населения. Значимым аспектом в реализации данного проекта является создание органами местного самоуправления муниципального образования «Город Калуга» условий комфортного и экологически безопасного проживания граждан, формирование современной городской инфраструктуры и благоустройство мест общего пользования территории муниципального образования «Город Калуга».
Технический прогресс породил целый комплекс факторов, которые затрагивают практически все стороны человеческой деятельности. Актуальность проблемы экологической безопасности и благоустройства в муниципальных образованиях продиктована напряженностью экологической обстановки, обусловленной интенсивной промышленной и другой хозяйственной деятельностью.
Высокое качество жизни и здоровья населения могут быть обеспечены только при условии комплексного решения проблем благоустройства территорий муниципального образования «Город Калуга», сохранения биологического разнообразия и природных ресурсов.
Наличие развитой промышленной базы оказывает серьезное воздействие на природную среду и среду обитания человека: воздушный бассейн, поверхностные водные объекты, растительность. Увеличение в последние годы количества единиц автотранспорта также создает экологические проблемы в зонах их хранения и ремонта, утилизации отходов нефтепродуктов, металлолома. Основными загрязняющими веществами, выбрасываемыми промышленными предприятиями в воздух, являются оксид углерода, диоксид азота, взвешенные вещества, органические вещества, соединения металлов. Загрязнение поверхностных вод рек предприятиями города чаще всего происходит из-за несоответствия сбрасываемых ливневых и промышленных вод нормативным требованиям. В результате воды рек в зонах сброса сточных вод подвергаются серьезным загрязнениям соединениями веществ азотной группы, нефтепродуктами, металлами. Выбросы вредных веществ в атмосферу и водные объекты от всех источников загрязнения не могут не оказывать влияния на растительность, как в  черте города Калуги, так и за его пределами. С активизацией промышленного производства, улучшением жизни населения происходит увеличение объема бытовых и промышленных отходов, что требует организации тщательного контроля потоков движения отходов от их производителя до мест утилизации и переработки с целью предотвращения загрязнения природной среды отходами в несанкционированных местах. Для решения указанных задач разработана муниципальная программа «Городская среда».
 

Мероприятия по улучшению экологической обстановки и охране природы

Формирование природно-экологического каркаса города

Природно-экологический каркас города включает все виды зеленых насаждений, государственные памятники природы, пойменные растительные комплексы, озелененную овражно-балочную сеть, водные объекты, кварталы усадебной застройки, кладбища. Поддержание территориальной связи городских природных комплексов с лесными и природно-аграрными ландшафтами пригородной зоны осуществляется посредством сохранения и реконструкции естественных экологических коридоров, направленных по долинам р. Ока, Яченка, Терепец, а так

Воздушный бассейн
1.Техническая реконструкция, перепрофилирование, либо ликвидация и перебазирование вредных производств и реабилитация освобождаемых территорий, включая зеленое строительство.
в настоящее время закрыты следующие промышленные предприятия: ЗАО КСМК «Гигант», ОАО «Автоприбор», ОАО «Стекольный завод», ЗАО «Калужский фанерный завод», АООТ «Калужский комбинат хлебопродуктов», ЗАО «Карачевская птицефабрика». ОАО «Аромасинтез» подлежит диверсификации.
2. Обеспечение при размещении промышленных предприятий вблизи жилой застройки сокращения санитарно-защитных зон до границы жилой застройки за счет проведения природоохранных мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
3. Использование производственной зоны на Правобережье для размещения промышленных объектов невысоких классов вредности, а также объектов общественно-деловой застройки.
4. Организация единых санитарно-защитных зон для утвержденных промышленных зон, благоустройство и озеленение этих территорий, вынос жилой застройки за пределы единых санитарно-защитных зон предприятий.

5. Трассирование новых и расширение существующих транспортных магистралей. Построен мост через р.Оку с окружной дороги, который обеспечивает пропуск транзитных грузопотоков в обход городского центра.
6. Перераспределение транспортной нагрузки в центральной части города, регулирование транспортного потока с целью уменьшения концентрации выхлопных автомобильных газов и акустического загрязнения жилой застройки.
7. Стимулирование технического перевооружения транспортных средств с обеспечением выхода на уровень европейских стандартов по выбросам загрязняющих веществ. Ориентация в будущем на перевод автотранспорта на принципиально новые двигатели, работающие на альтернативных видах топлива.

Водный бассейн

1. Внедрение на промышленных предприятиях, осуществляющих сброс сточных вод в водные объекты, замкнутой системы повторного водоснабжения, инновационных технологий по очистке сточных вод.
2. Вывод с территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также зон санитарной охраны источников водоснабжения всех объектов, нахождение которых на указанных территориях запрещено законодательством и нормативными документами. Благоустройство и озеленение территории водоохранных зон и прибрежных полос.
3. Организация экологического мониторинга выше и в зоне Окского водозабора, рек Ячекнка, Терепец, Яченского водохранилища.
4. Устранение и предупреждение возможности загрязнения подземных источников водоснабжения.
5. Проведение дноочистительных и дноуглубительных работ с удалением и утилизацией донных отложений на Яченском водохранилище, р. Яченка, Терепец, Киевка.
6. Создание на территории города развитой сети ливневой канализации и включение в нее поверхностных ручьев и дренажных систем.

Почвы

1.Обеспечение проведения комплекса природоохранных мероприятий, способствующих сохранению почв от эрозии и загрязнения.
2 Ликвидация несанкционированных локализованных свалок с последующей рекультивацией территории.
3.Реабилитация территорий промышленных предприятий, предполагаемых к выносу и диверсификации.
4 Внедрение инновационных технологий по утилизации промышленных отходов.
5.Укрепление склонов оврагов путем их озеленения, благоустройство территории оврагов.
6.Устройство набережных и других берегоукрепительных сооружений.

Шум. Электромагнитные излучения (ЭМИ)

1.Перераспределение транспортных потоков, уменьшение доли грузового транспорта в центральных районах города. Замена дорожных покрытий.
2 Установка шумозащитных экранов, формирование шумозащитных посадок зеленых насаждений вдоль основных транспортных магистралей.

3. Организация санитарно-защитных зон и зон ограничения застройки от источников ЭМИ.

Формирование природно-экологического каркаса города

Природно-экологический каркас города включает все виды зеленых насаждений, государственные памятники природы, пойменные растительные комплексы, озелененную овражно-балочную сеть, водные объекты, кварталы усадебной застройки, кладбища. Поддержание территориальной связи городских природных комплексов с лесными и природно-аграрными ландшафтами пригородной зоны осуществляется посредством сохранения и реконструкции естественных экологических коридоров, направленных по долинам р. Ока, Яченка, Терепец, а также малых рек и ручьев.

Мероприятия по развитию и размещению зеленых насаждений направлены на формирование единой системы зеленых насаждений. Основы экологического каркаса территории города и заключаются в следующем:
· максимальное сохранение и восстановление зеленых насаждений всех видов пользования;
· безусловное сохранение государственных памятников природы; обеспечение соблюдения режимов охраны, проведение работ по регенерации зеленых насаждений;
· реабилитация существующих и создание новых крупных городских парков как площадных элементов экологического каркаса, особенно в районах новой застройки;
· увеличение уровня озеленения центральной части города за счет градостроительных преобразований территорий промышленных предприятий, намечаемых к ликвидации, диверсификации или перебазированию. Озеленение санитарно-защитных зон предприятий, зон охраны линий электропередач, защитных полос вдоль железнодорожных путей и транспортных магистралей;
· усиление средозащитной роли зеленых насаждений на склонах террас, оврагов, в пределах водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов;
· формирование на вновь осваиваемых и реконструируемых территориях жилой и общественной застройки участков зеленых насаждений общего пользования, планировочно взаимосвязанных с массивами городских лесов и лесными массивами пригородной зоны.

Основные направления развития рекреационных зон

Рекреационные зоны предназначены для организации массового отдыха населения и обеспечения благоприятной экологической обстановки, включают территории парков, садов, скверов, озелененных набережных, городских лесов, а также лесопарков пригородной зоны.
Развитие городских рекреационных зон предусматривает:
1. Сохранение, регенерацию и развитие территорий зеленых насаждений общего пользования.
2. Восстановление и реабилитацию основных структурных элементов ландшафта: крупных оврагов, долин малых рек и ручьев, долины р.Оки, Яченского водохранилища, водораздельных возвышенностей. Создание непрерывной системы зеленых насаждений общего пользования вдоль обоих берегов р.Оки, озеленение и обустройство набережной.
3. Реконструкцию и ландшафтное обустройство существующих городских садов и районных парков, а также государственных памятников природы, имеющих рекреационное назначение: Калужский городской бор, парк им. К.Э.Циолковского, Комсомольская роща, парк усадьбы Яновских, лесопарк Березуйский, овраг Можайский, пруд и парк Лаврентьевского монастыря.
4.Развитие существующих территорий размещения объектов отдыха и развлечений, туризма, санаторно-курортного лечения и формирование на их основе рекреационных зон.
5.Формирование новых рекреационных зон общей площадью около 400 га для размещения объектов рекреационного назначения, а также сопутствующих им объектов:
- спортивный, культурно-развлекательный центр «Квань» (12 га);
- полифункциональная рекреационная зона Яченского водохранилища «Сити-парк Калуга» (122 га);
- лугопарк на правом берегу р.Яченка (90 га);
- рекреационная зона, включающая парк усадьбы Яновских и ландшафтные комплексы вдоль берегов р.Терепец (136 га);
- парковая рекреационная зона вдоль берегов р.Оки (31 га);
- парк «Правгород».
6. Развитие существующих и размещение новых открытых спортивных сооружений, пляжей, лодочных стоянок и иных подобных объектов во взаимосвязи с системой природных и озелененных территорий и транспортной системой города.

Санитарная очистка территорий

В настоящее время в г.Калуге твердые бытовые отходы (ТБО) собираются по планово-регулярной системе и транспортируются для обезвреживания на полигон твердых бытовых и малотоксичных промышленных отходов.

Проектные предложения предусматривают рост ТБО вследствие улучшения благосостояния жителей: в благоустроенном секторе на 1 очередь – 1,7 м3 на 1 человека в год, на расчетный срок – 2,2 м3 на 1 человека в год (в настоящее время 1,9 м3 на 1 человека в год).

Предполагается реализация системы утилизации ТБО в следующей последовательности:
На 1 очередь:
- организация строительства мусоросортировочного комплекса (МСК);
- рекультивация территории закрытого полигона ТБО;
- освоение двух участков полигона (резервного – 0,6 га и дополнительного - 1,17 га) в рамках отведенных площадей;
- организация строительства нового полигона в соответствии с разработанным проектом.
Первоочередным мероприятием является строительство мусоросортировочного полигона (МСК). МСК позволит максимально утилизировать вторичные ресурсы, уменьшить объем ТБО, складируемых на полигоне.
Однако на перспективу полигон ТБО нельзя считать оптимальным решением для обезвреживания отходов, так как значительные резервы городской территории оказываются изъятыми из эффективного обращения.
Настоящим проектом предлагается на расчетный срок организация строительства мусороперерабатывающего комплекса в Калуге., а также изготовление из отсортированных ТБО альтернативного топлива путем измельчения для использования на ТЭЦ или в цементных печах.