Вы здесь

Регламент контрольно-ревизионного органа Городской Управы города Калуги

Отменен в соответствии с постановлением Городской Управы города Калуги от 15.07.2016 № 217-п "О признании утратившими силу некоторых правовых актов Городской Управы города Калуги"
 
1. Общие положения

1.1. Контрольно-ревизионным органом Городской Управы (исполнительно-распорядительного органа) городского округа "Город Калуга" является управление делами Городского Головы города Калуги в лице комитета по контрольно-ревизионной работе (далее - Комитет), на который возложена задача по осуществлению в пределах своей компетенции муниципального контроля в финансово-бюджетной сфере путем проведения комплексных (тематических) ревизий и проверок.

1.2. При организации и проведении ревизий (проверок), оформлении и реализации их результатов сотрудники Комитета должны руководствоваться Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Уставом, законами и нормативными актами Калужской области, Уставом муниципального образования "Город Калуга", правовыми актами Городской Думы городского округа "Город Калуга", Городского Головы городского округа "Город Калуга" (далее - Городской Голова), органов Городской Управы (исполнительно-распорядительного органа) городского округа "Город Калуга".

1.3. Функции и права Комитета определены положением о Комитете.

2. Основные понятия и термины

2.1. В целях реализации настоящего регламента применяются следующие понятия и термины:

Проверяемый объект - органы Городской Управы (исполнительно-распорядительного органа) городского округа "Город Калуга" (далее - органы Городской Управы), муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, организации независимо от формы собственности, являющиеся получателями средств бюджета муниципального образования "Город Калуга", средств целевых внебюджетных фондов, а также доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, учредителями которых является Городская Управа (исполнительно-распорядительный орган) городского округа "Город Калуга" (далее - организации).

Ревизия - система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными актами возложена ответственность за их осуществление.

Проверка - контрольное действие или исследование состояния финансовых дел на определенном участке деятельности организации.

Проверка тематическая - изучение и анализ финансовой деятельности организации по отдельной теме или определенному кругу вопросов с преимущественным использованием приемов выборочного и документального контроля.

Проверка комплексная - комплексное изучение и анализ финансовой деятельности организации.

Проверка встречная - способ, прием проверки, заключающийся в сопоставлении двух экземпляров одного и того же документа или различных документов, связанных между собой единством операции и находящихся в различных организациях.

Средства отвлеченные - бюджетные средства, а также доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, учредителем которых является Городская Управа, временно отвлеченные на цели, не предусмотренные условиями их получения.

3. Цель и задачи ревизии (проверки)

3.1. Цель ревизии (проверки) - осуществление муниципального контроля за эффективным, рациональным и целевым использованием бюджетных средств и средств целевых внебюджетных фондов, а также средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности организаций, за сохранностью и эффективным использованием муниципальной собственности, за исполнением обязательств по муниципальным контрактам.

3.2. Основной задачей ревизии (проверки) является проверка финансово-хозяйственной деятельности организаций по следующим направлениям:

  • соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам;
  • обоснованность расчетов сметных назначений;
  • исполнение смет доходов и расходов;
  • обоснованность расходования внебюджетных средств;
  • использование средств по целевому назначению;
  • обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;
  • соблюдение финансовой дисциплины и правильность ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;
  • обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;
  • эффективность использования муниципального имущества, находящегося в оперативном управлении, хозяйственном ведении или сдаваемого в аренду, полнота и своевременность поступления доходов от операций с указанным имуществом;
  • операции с основными средствами и нематериальными активами;
  • операции, связанные с инвестициями;
  • расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;
  • обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;
  • формирование финансовых результатов и их распределение.
4. Организация и планирование работы Комитета

4.1. Комитет строит свою работу на основе годового плана-графика с разбивкой по кварталам, который формируется исходя из необходимости обеспечения всестороннего муниципального контроля в финансово-бюджетной сфере и утверждается распоряжением Городского Головы.

4.2. Внеплановые контрольные мероприятия проводятся только на основании поручений Городского Головы за период, указанный в поручении.

4.3. Комитет проводит комплексные и тематические ревизии (проверки).

4.4. Требования сотрудников Комитета, связанные с исполнением ими своих служебных обязанностей, являются обязательными для всех организаций.

4.5. При проведении контрольной деятельности в пределах своей компетенции Комитет вправе привлекать для участия в проводимых мероприятиях представителей органов Городской Управы.

4.6. Распределение обязанностей и санкций между сотрудниками Комитета осуществляется председателем Комитета.

4.7. Информационное обеспечение Комитета правовыми актами муниципального образования "Город Калуга", планами работы органов Городской Управы, распорядительными документами Городского Головы осуществляется комитетом документационно-контрольной работы и муниципальной службы управления делами Городского Головы города Калуги.

5. Предоставление информации по запросам Комитета

5.1. Все организации и их должностные лица в соответствии с законодательством РФ обязаны предоставлять по запросам Комитета в указанный в запросе срок информацию, необходимую для обеспечения его деятельности, а также при проведении ревизий (проверок) документацию и информацию в области компетенции Комитета.

5.2. Отказ или уклонение должностных лиц организаций от своевременного предоставления необходимой информации и документации по требованию Комитета, а также предоставление ложной информации влечет за собой ответственность, установленную законодательством РФ.

6. Организация и проведение ревизии (проверки)

6.1. Ревизии (проверки) проводятся по месту расположения организаций или камерально, то есть по месту расположения Комитета на основе представленных документов.

6.2. На проведение каждой ревизии (проверки) участвующим в ней сотрудникам выдается специальное направление, которое подписывается председателем Комитета.

Сотрудники Комитета должны также иметь постоянные служебные удостоверения установленного образца.

6.3. Сроки проведения ревизии (проверки), состав ревизионной группы и ее руководитель определяются председателем Комитета с учетом объема предстоящих работ, вытекающих из конкретных задач ревизии (проверки) и особенностей ревизуемой организации, и, как правило, не могут превышать 45 календарных дней.

Продление первоначально установленного срока ревизии (проверки) осуществляется председателем Комитета по мотивированному представлению руководителя ревизионной группы.

В необходимых случаях по решению председателя Комитета допускается приостановление ревизии (проверки) как по причинам, связанным с деятельностью самого Комитета (отвлечение работников на выполнение срочных заданий, командировок и в других случаях), так и по причинам, связанным с деятельностью ревизуемой организации (временное отсутствие или болезнь руководителя или главного бухгалтера при невозможности возложения их обязанностей на других лиц и т.п.). В последнем случае приостановление производится на основании письменного мотивированного обращения проверяемой организации.

Срок проведения ревизии (проверки) продлевается на время приостановления ревизии (проверки).

6.4. Конкретные вопросы ревизии (проверки) определяются программой или перечнем основных вопросов проверки.

Программа ревизии (проверки) включает ее тему, период, который должна охватить ревизия (проверка), перечень основных объектов и вопросов, подлежащих ревизии (проверке), и утверждается председателем Комитета на основе примерной программы ревизии (проверки) согласно приложениям 1, 2 к регламенту.

6.5. Руководитель ревизионной группы должен предъявить руководителю ревизуемой организации направление на право проведения ревизии (проверки), ознакомить его с основными задачами, представить участвующих в ревизии (проверке) работников, решить организационно-технические вопросы проведения ревизии (проверки).

6.6. По требованию руководителя ревизионной группы при выявлении фактов злоупотребления или порчи имущества руководитель ревизуемой организации в соответствии с законодательством РФ обязан организовать проведение инвентаризации денежных средств и материальных ценностей. Дата проведения и участки (объем) инвентаризации устанавливаются руководителем ревизионной группы по согласованию с руководителем ревизуемой организации.

6.7. Ревизия (проверка) финансово-хозяйственной деятельности организации проводится путем осуществления сплошной и (или) выборочной проверки:

  • проверки учредительных, регистрационных, плановых, отчетных, бухгалтерских и других документов по форме и содержанию в целях установления законности и правильности произведенной операции;
  • проверки фактического соответствия совершенных операций данным первичных документов, в том числе по фактам получения и выдачи указанных в них денежных средств и материальных ценностей, фактически выполненных работ (оказанных услуг) и т.п.;
  • организации фактического контроля за наличием и движением материальных ценностей и денежных средств, правильностью формирования затрат, полнотой оприходования продукции, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг, в том числе с привлечением в установленном порядке специалистов других организаций, обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей путем организации проведения инвентаризаций, обследований, контрольных обмеров объемов выполненных работ, экспертиз;
  • проверки достоверности отражения производственных операций в бухгалтерском учете и отчетности, в том числе соблюдения установленного порядка ведения учета, сопоставления записей в регистрах бухучета с данными первичных документов, сопоставления показателей отчетности с данными бухгалтерского учета, арифметической проверки первичных документов;
  • проверки использования и сохранности бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, доходов от имущества, находящегося в муниципальной собственности;
  • выполнения мероприятий по устранению нарушений и недостатков, возмещению материального ущерба, привлечению к ответственности виновных лиц по результатам предыдущей ревизии (проверки).

6.8. Вопрос о проведении встречных проверок решается руководителем ревизионной группы в процессе ревизии (проверки) по согласованию с председателем Комитета.

На проведение встречной проверки выписывается специальное направление.

Результаты встречной проверки оформляются актом в установленном настоящим регламентом порядке, который приобщается к материалам основной ревизии (проверки).

При этом вводная часть акта встречной проверки может быть сокращена в сравнении с вводной частью основного акта, оговоренного в пункте 6 настоящего регламента.

В вводной части акта встречной проверки должна указываться следующая информация:

  • наименование темы проверки;
  • дата и место составления акта проверки;
  • основание проведения проверки;
  • проверяемый период и сроки проведения проверки;
  • сведения о проверяемой организации: полное и краткое наименование, реквизиты организации, основной государственный регистрационный номер (ОГРН), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).

6.9. Участники ревизионной группы исходя из программы ревизии (проверки) определяют необходимость и возможность применения тех или иных ревизионных действий, приемов и способов получения информации, аналитических процедур, объема выборки данных из проверяемой совокупности, обеспечивающей надежную возможность сбора требуемых сведений и доказательств.

6.10. Руководители проверяемых организаций обязаны создавать надлежащие условия для проведения участниками ревизионной группы ревизии (проверки), предоставить необходимое помещение, оргтехнику и т.п.

6.11. При отсутствии и запущенности бухгалтерского учета в ревизуемой организации руководитель ревизионной группы берет объяснения в части нарушения бухгалтерского учета у главного бухгалтера и руководителя и составляет докладную записку на имя председателя Комитета. О данном факте председатель Комитета ставит в известность Городского Голову.

Ревизия (проверка) проводится после восстановления в ревизуемой организации бухгалтерского учета.

6.12. При проведении ревизий (проверок) сотрудники Комитета не должны вмешиваться в оперативную деятельность проверяемых объектов, а также предавать гласности свои выводы до завершения ревизии (проверки) и оформления ее результатов.

6.13. Сотрудники Комитета и привлеченные к его работе специалисты могут использовать данные, полученные в ходе ревизий (проверок), только при выполнении работ, поручаемых председателем Комитета.

7. Оформление и реализация результатов ревизии (проверки)

7.1. По итогам проведения ревизии (проверки) составляются акт и заключение, за достоверность которых сотрудники Комитета несут персональную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

7.2. Акт ревизии (проверки) состоит из вводной, описательной частей и выводов.

Вводная часть акта ревизии (проверки) должна содержать следующую информацию:

  • наименование темы ревизии (проверки);
  • дату и место составления акта;
  • кем и на каком основании проведена ревизия (проверка);
  • проверяемый период и сроки проведения ревизии (проверки);
  • полное наименование и реквизиты организации, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
  • ведомственная принадлежность и наименование вышестоящей организации;
  • сведения об учредителях;
  • основные цели и виды деятельности организации в соответствии с учредительными документами;
  • перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях, а также лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства;
  • кто за проверяемый период имел право первой подписи в организации, и кто являлся главным бухгалтером (бухгалтером);
  • кем и когда проводилась предыдущая проверка, что сделано в организации за прошедший период по устранению выявленных недостатков и нарушений;
  • имеющиеся у организации лицензии на осуществление отдельных видов деятельности.

Вводная часть акта ревизии (проверки) может содержать и иную необходимую информацию, относящуюся к предмету ревизии (проверки).

Описательная часть акта проверки должна состоять из разделов в соответствии с вопросами, указанными в программе ревизии (проверки).

Выводы обобщают нарушения, выявленные в ходе ревизии (проверки).

7.3. В акте ревизии (проверки) проверяющие должны соблюдать объективность, обоснованность, четкость, лаконичность, доступность и системное изложение.

7.4. Результаты ревизии (проверки) излагаются в акте на основе проверенных фактов, подтвержденных имеющимися в проверяемых организациях документами, результатами проведенных встречных проверок, объяснений должностных и материально ответственных лиц.

Описание фактов нарушений, выявленных в ходе ревизии (проверки), должно содержать следующую обязательную информацию: какие законодательные, нормативно-правовые акты или их отдельные положения нарушены и в какой части, кем и за какой период, когда и в чем выразились нарушения, размер документально подтвержденного ущерба и другие последствия этих нарушений.

В акте ревизии (проверки) не должна даваться правовая и морально-этическая оценка действий должностных и материально ответственных лиц проверяемой организации, их поступков, намерений и целей.

7.5. Объем акта ревизии (проверки) не ограничивается, но проверяющие должны стремиться к предельной краткости изложения при обязательном отражении в нем ясных и полных ответов на все вопросы программы проверки.

7.6. В тех случаях, когда выявленные нарушения могут быть скрыты проверяемой организацией или по ним необходимо принять срочные меры к их устранению или привлечению должностных и материально ответственных лиц к ответственности, составляется отдельный промежуточный акт и запрашиваются необходимые письменные объяснения.

Промежуточный акт подписывается участником ревизионной группы, ответственным за проверку конкретного вопроса программы ревизии, и соответствующим должностным и материально ответственным лицом ревизуемой организации.

Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в акт ревизии.

7.7. Материалы ревизии (проверки) состоят из акта ревизии (проверки) и приложений, на которые имеются ссылки в акте ревизии (проверки) (документы, копии документов, сводные справки, объяснения должностных и материально ответственных лиц и т.п.).

7.8. Один экземпляр оформленного акта ревизии (проверки) вручается руководителю ревизуемой организации или лицу, им уполномоченному, под роспись в получении с указанием даты получения.

По просьбе руководителя и главного бухгалтера ревизуемой организации по согласованию с руководителем ревизионной группы может быть установлен срок до 3 рабочих дней, отведенный для ознакомления с актом ревизии (проверки) и его подписания. В отдельных случаях срок ознакомления с актом и его подписания может быть продлен по согласованию сторон.

7.9. В случае отказа должностных лиц ревизуемой организации подписать или получить акт ревизии (проверки) ревизор в конце акта производит запись об их ознакомлении и отказе от подписи и получения акта.

В этом случае акт может быть направлен проверяемой организации по почте или иным способом, свидетельствующим о дате его получения. При этом к экземпляру акта, остающемуся на хранении в Комитете, прилагаются документы, подтверждающие факт отправления или передачи акта.

7.10. При наличии возражений или замечаний по акту подписывающие его должностные лица ревизуемой организации делают об этом оговорку перед своей подписью и одновременно представляют ревизору письменные возражения или замечания, которые приобщаются к материалам ревизии и являются неотъемлемой частью.

Руководитель ревизионной группы в срок до 10 рабочих дней обязан проверить обоснованность изложенных возражений или замечаний и дать по ним письменный ответ, который после рассмотрения и утверждения председателем Комитета направляется в ревизуемую организацию и приобщается к материалам ревизии (проверки).

7.11. Материалы ревизии (проверки) представляются председателю Комитета в срок не позднее 3 рабочих дней после подписания акта ревизии (проверки) в ревизуемой организации.

Материалы каждой ревизии (проверки) в делопроизводстве Комитета ведутся в соответствии с утвержденной номенклатурой дел.

7.12. На основании акта ревизии (проверки) руководителем ревизионной группы готовится заключение по результатам проведенной ревизии (проверки), которое подписывается председателем Комитета. Заключение должно содержать выявленные в ходе ревизии (проверки) нарушения, предложения по их устранению и сроки для устранения указанных нарушений.

Заключение составляется в четырех экземплярах с последующим приобщением к материалам ревизии (проверки) и передачей руководителю проверяемого объекта, руководителю органа Городской Управы, в подведомственности либо в подчиненности которого находится проверяемый объект, и Городскому Голове.

7.13. Результаты ревизии (проверки) в форме служебной записки с приложением заключения, акта проверки председатель комитета в срок не более 15 рабочих дней представляет на рассмотрение Городскому Голове.

Для устранения выявленных в ходе ревизии (проверки) нарушений Городской Голова поручает управлению делами Городского Головы города Калуги, управлению финансов города Калуги, управлению, которому подведомственны предприятие или учреждение, в отношении которых проводилась ревизия (проверка), подготовить распоряжение об устранении выявленных нарушений.

В распоряжении должны быть установлены перечень мероприятий по устранению выявленных нарушений, лица, ответственные за реализацию указанных мероприятий, и определены меры ответственности в отношении нарушителей.

При установлении ревизиями (проверками) фактов нарушений бюджетного законодательства распоряжение может содержать предложения о применении к получателям бюджетных средств мер принуждения, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

7.14. Исключен. - Постановление Городского Головы городского округа "Г. Калуга" от 12.03.2009 № 48-п.

7.15. Комитет осуществляет контроль за своевременностью и полнотой устранения нарушений.

7.15.1. При неустранении проверяемым объектом в установленные сроки выявленных в ходе ревизии (проверки) нарушений председатель Комитета представляет на рассмотрение Городскому Голове в форме служебной записки соответствующие сведения об указанном событии с мотивированными и обоснованными предложениями о привлечении руководителя органа Городской Управы, в подведомственности либо в подчиненности которого находится проверяемый объект, к дисциплинарной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

7.16. В случае необходимости по согласованию с Городским Головой Комитет направляет материалы ревизии (проверки) в правоохранительные органы для дальнейшего расследования.

7.17. В случае возникновения ситуации, не регламентированной данным регламентом, работники Комитета обязаны руководствоваться нормативно-правовыми актами и законодательством РФ.

8. Анализ результатов контрольных мероприятий

8.1. Комитет систематически анализирует итоги проводимых контрольных мероприятий, обобщает и исследует причины и последствия выявленных отклонений и нарушений в процессе формирования доходов и расходования бюджетных средств и средств целевых внебюджетных фондов, а также средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности организаций, полностью или частично финансируемых из бюджета муниципального образования "Город Калуга".

На основе полученных данных Комитет разрабатывает предложения по совершенствованию бюджетно-финансовой системы муниципального образования "Город Калуга" и представляет их на рассмотрение Городскому Голове.