Вы здесь

Комплекс мер по модернизации системы общего образования

Настоящий Комплекс мер по модернизации системы общего образования муниципального образования «Город Калуга» на период до 2020 года (далее – Комплекс мер) разработан в соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 07.02.2013 № 46 «Об утверждении Комплекса мер по модернизации системы общего образования Калужской области на 2013-2020 годы», с целью осуществления деятельности по модернизации системы общего образования муниципального образования «Город Калуга» и содержит перечень основных мероприятий и механизмов их реализации на  период до 2020 года.

Задачи в рамках реализации Комплекса мер решаются за счет средств федерального, регионального и муниципального бюджетов.

В целом основные направления модернизации муниципальной системы общего образования города Калуги на период до 2020 года, ее качественные параметры и характеристики выстраиваются в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Калужской области до 2030 года, одобренной постановлением Правительства Калужской области от 29.06.2009 № 250, а также стратегией развития системы общего образования города Калуги, зафиксированной в муниципальных программах, принятых на территории муниципального образования «Город Калуга». Комплекс мер призван придать целенаправленность процессу модернизации муниципальной системы общего образования и ускорить ее темп.

Меры по модернизации системы общего образования муниципального образования «Город Калуга» на период до 2020 года

Реализация в системе образования муниципального образования «Город Калуга» на период до 2020 года Комплекса мер по модернизации системы общего образования  должна обеспечить достижение  следующих институциональных результатов:

  1. Реализация в системе общего образования системы оплаты труда педагогических и руководящих работников, обеспечивающей зависимость размера заработной платы от результатов труда, учет интенсивности их труда, обеспечение возможности условного нормирования оплаты внеурочных видов деятельности педагогов, прозрачность распределения стимулирующей части фонда оплаты труда учреждения при участии коллегиального органа управления учреждением, зависимость величины заработной платы руководителя учреждения от величины средней заработной платы педагогов.
  2. Наличие в каждом общеобразовательном учреждении действующего на основании Устава органа коллегиального управления с участием родителей и представителей местного сообщества, обладающего полномочиями согласовывать программу развития  учреждения, основные образовательные программы в части перечней образовательных результатов и распределения часов вариативной части учебного плана, показатели для распределения стимулирующей части фонда оплаты труда учреждения, показатели качества услуг, оказываемых учреждениями в рамках муниципальных заданий, план финансово-хозяйственной деятельности, отчет о результатах деятельности учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества.
  3. Введение персонифицированных моделей повышения квалификации работников общего образования.

В процессе реализации Комплекса мер предполагается достижение  следующих проектных результатов.

Будет обеспечена готовность всех учителей начальной, основной, средней школы  к работе по ФГОС. Все педагоги 1-11 классов освоят необходимую программу повышения квалификации или переподготовки.

Будет обеспечено развитие сетевых, дистанционных и инклюзивных форм получения образования.

Каждому обучающемуся  на ступени среднего общего образования будет предоставлена возможность выбора необходимого  профиля обучения, в том числе и через использование электронных средств обучения и  дистанционных образовательных технологий.

Будет продолжена работа по  приведению общеобразовательных учреждений в  соответствие с требованиями СанПиН  и материально-техническими условиями введения ФГОС. В 100% школ будут созданы необходимые современные, в том числе бытовые, условия организации образовательного процесса.    

Будет достигнута полная обеспеченность всех обучающихся общеобразовательных учреждений необходимыми бесплатными учебниками для обучения по основным общеобразовательным программам.

В результате реализации Комплекса мер в 2020 году предполагается достижение  следующих показателей:

Наименование показателя результативности Комплекса мер Значение показателя результативности Комплекса мер на конец 2020 года
1 Соотношение среднемесячной годовой заработной платы педагогических работников города Калуги и среднемесячной годовой заработной платы, по данным Федеральной службы государственной статистики, работников в целом по экономике Калужской области за аналогичный период  (проценты) 100
2 Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников  (проценты) 100
3 Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей (проценты) 75
4 Доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с ФГОС, в общей численности руководителей и  учителей общеобразовательных учреждений (проценты) 100
5 Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение учащихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (проценты) 50
6 Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов +

Для  достижения планируемых показателей и проектных результатов планируется проведение комплекса мероприятий (приложение 3 к Комплексу мер).

Ставятся новые задачи по обеспечению уровня заработной платы учителей в соответствии с ежегодными соглашениями с министерством образования и науки Калужской области о предоставлении субвенции, направляемой бюджету муниципального образования «Город Калуга» на реализацию основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников в общеобразовательных учреждениях, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов).

Планируется доведение средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в регионе.

Для осуществления капитальных, текущих ремонтов зданий и помещений образовательных учреждений на период до 2020 года планируется выделение 261 022,5 тыс. руб.
На период до 2020 года определен адресный перечень муниципальных общеобразовательных учреждений, на территории которых возможно проведение комплексной реконструкции пришкольных спортивных площадок: МБОУ № 2, 3, 6, 7, 9, 10, 16, 20, 21, 23, 25, 27, 28, 30, 31, 36, 37, 38, 39, 41, 47, 49. Предполагается планомерное решение вопроса по реконструкции школьных бассейнов МБОУ № 25, 46, 50.

Будет продолжена работа по совершенствованию системы профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы. Обучение на уровне среднего общего образования будет ориентировано на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учётом реальных потребностей муниципального и регионального рынка труда. Будет создана возможность освоения каждым старшеклассником необходимого ему профиля обучения с использованием электронных образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий.

Предполагается продолжить реализацию проекта модернизации школьных библиотек для создания в них центров детского чтения, оснащенных  современным оборудованием и образовательными ресурсами: в каждую из библиотек будет поставлено оборудование для рабочего места библиотекаря, зоны индивидуальных рабочих мест для работы с медиаресурсами, зоны для групповой интерактивной работы. Будет осуществлено обновление и пополнение фондов школьных библиотек.

В рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2181-р, в период до 2020 года будут осуществляться мероприятия по созданию в муниципальных общеобразовательных учреждениях №  1, 4, 11, 12, 13, 21, 23, 26, 37, 44, 46, 48, 49, 50 города Калуги универсальной безбарьерной среды.

Направление средств на указанные мероприятия обусловлено, прежде всего, необходимостью создания условий для перехода к обучению по ФГОС основного общего образования и среднего общего образования, формирования образовательной среды учреждений, соответствующей требованиям ФГОС. Использование в образовательном процессе современного оборудования способно дать быстрый и системный эффект, направленный на повышение качества школьного образования.

Повышение квалификации и совершенствование профессионального мастерства педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений будет осуществляться на основе внедрения персонифицированных моделей и кредитно-модульной системы.

Развитию профессионального мастерства педагогов будет способствовать ставшее традиционным проведение ежегодных  конкурсов профессионального мастерства, а также  предметной олимпиады  учителей.

Продолжится работа по совершенствованию системы оценки качества образования. Общеобразовательные учреждения станут участниками постоянных региональных мониторинговых исследований с целью выявления динамики изменений значений основных показателей качества образования, оценки достижения базовых требований к уровню подготовки школьников и диагностики их учебных достижений.

Будет продолжена работа по развитию системы  электронного документооборота в общеобразовательных учреждениях в рамках реализации региональной концепции электронного образования школьников.

Будет продолжена реализация комплекса мероприятий, направленных на привлечение в общеобразовательные учреждения молодых педагогов.

Оказание материальной поддержки молодым специалистам в Калужской области осуществляется в виде единовременных ежегодных выплат в денежном выражении в соответствии с Законом Калужской области от 04.02.2005 № 25-ОЗ «О молодом специалисте в Калужской области».

В соответствии с Законом Калужской области от 30.12.2004 № 13-ОЗ «О мерах социальной поддержки специалистов, работающих в сельской местности, а также специалистов, вышедших на пенсию» педагогические работники, работающие в сельской местности, и проживающие с ними члены их семей имеют право на меры социальной поддержки: компенсацию расходов в размере 100 процентов от платы за жилое помещение; компенсацию расходов в размере 100 процентов от платы за отопление и электроснабжение, а проживающие в домах, не имеющих центрального отопления, - на ежегодную денежную выплату для приобретения топлива и его доставки.

Достижение целей модернизации системы общего образования муниципалитета  будет обеспечено  решением следующих задач:

  1. Качественное обновление инфраструктуры системы общего образования за счет мероприятий по реконструкции и ремонту, строительства новых современных школьных зданий, путем оснащения школ современным учебным оборудованием. Создание в учреждениях общего образования современной образовательной среды и эффективно функционирующей системы ресурсного обеспечения системы образования.
  2. Формирование эффективной сети образования и социализации. Развитие сетевых, дистанционных и инклюзивных форм получения образования.
  3. Качественное изменение содержания, технологий и методов обучения с акцентом на развитие интереса и активности обучающихся. Завершение  внедрения ФГОС на всех уровнях обучения.
  4. Формирование полноценной системы профильного обучения. Приоритетное и опережающее совершенствование программ обучения чтению, математике, иностранным языкам, технологии, социальным дисциплинам.
  5. Переход на новый профессиональный стандарт педагога. Подготовка нового поколения педагогических кадров. Создание условий для прихода в систему образования молодых учителей  (к 2020 году в системе образования должны трудиться не менее 25% педагогов в возрасте до 30 лет). Формирование новых моделей педагогической карьеры и сопровождения профессионального развития педагогов.
  6. Усиление воспитательной составляющей в содержании образования, в том числе за счет развития системы дополнительного образования детей. Внедрение в школьную практику новых, адекватных вызовам времени  моделей воспитания и социализации.
  7. Совершенствование инструментов поддержки одаренных детей.
  8. Внедрение механизмов выравнивания шансов детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на получение качественного образования. Включенность в региональную систему поддержки школ и педагогов, обучающих  детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из семей мигрантов, детей, сталкивающихся со сложностями в освоении учебных предметов и т.д.
  9. Создание в каждом общеобразовательном учреждении доступной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья: предоставление возможности выбора варианта освоения программ общего образования, в том числе в дистанционной форме, в рамках специального (коррекционного) или инклюзивного образования, а также обеспечение психолого-медико-социального сопровождения и поддержки в профессиональной ориентации. 
  10. Создание в школах современной информационной среды для обучения и управления учреждениями, включающей:  высокоскоростной доступ к сети Интернет, цифровые образовательные ресурсы нового поколения, современное оборудование для проведения учебных и исследовательских экспериментов, электронный документооборот, информационную среду для планирования и регистрации хода и результатов образовательного процесса и взаимодействия его участников и т.д. Переход на предоставление услуг в сфере общего образования в электронном виде, оказание услуг с использованием универсальной электронной карты обучающегося.
  11. Создание современной системы менеджмента, приоритетом которой является переход от административно-командного управления системой образования к управлению, основанному на доверии, ответственности и обратной связи. Разработка системы мер по укреплению и развитию академической  и организационно-финансовой самостоятельности школ, укреплению участия общественности в управлении образовательными организациями и территориальными образовательными сетями, по поддержке инициатив и инноваций. Развитие механизмов информирования и обратной связи системы образования с населением, вовлечения общественности в управление образованием.

Достижение указанных параметров и выполнение перечисленных задач будет осуществлено путем выполнения системы мероприятий, предусмотренных Комплексом мер.  

Основными механизмами модернизации муниципальной системы общего образования до 2020 года, обеспечивающими достижение планируемых результатов,  станут:

  • участие в реализации мероприятий государственной программы Калужской области «Развитие образования в Калужской области», утвержденной постановлением Правительства Калужской области  от 20.12.2013 № 713;
  • участие в реализации Комплекса мер по модернизации системы общего образования Калужской области на 2013-2020 годы, утвержденного постановлением Правительства Калужской области от 07.02.2013 № 46;
  • реализация муниципальной программы муниципального образования «Город Калуга» «Развитие образования в муниципальном образовании «Город Калуга», утвержденной постановлением Городской Управы города Калуги от 29.11.2013 № 373-п.

Идикаторы результатов модернизации системы общего образования муниципального образования «Город Калуга» к 2020 году:

Наименование индикатора

Показатели достижения индикаторов (в процентах)
1 Уровень доступности качественного общего образования  в соответствии с современными стандартами для всех категорий жителей региона 100
2 Степень соответствия общего образования требованиям современных образовательных стандартов 100