Вы здесь

Доклад об осуществлении муниципального земельного контроля в 2014 году

Дата публикации: 
четверг, Март 19, 2015
Уровень документа: 
Муниципальные документы
Раздел 1.
Состояние нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере деятельности

В целях осуществления контроля за соблюдением требований по рациональному использованию и охране земель, прав юридических лиц и граждан на землю, защиты интересов населения, проживающего на территории муниципального образования «Город Калуга» Городская Управа города Калуги осуществляет муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории  муниципального образования «Город Калуга» в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В рамках осуществления муниципального земельного контроля специалисты руководствуются следующими нормативными правовыми актами:

  • Земельным кодексом Российской Федерации;
  • Гражданским кодексом Российской Федерации;
  • Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
  • Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;
  • Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • Положением «О муниципальном земельном контроле в г. Калуге», утвержденным постановлением Городской Думы городского округа «Город Калуга» от 25.11.2003 № 279 (с изменениями от 20.07.2004, 16.03.2005, 23.11.2005, 05.09.2007, 24 .03.2010, 17.12.2010, 13.07.2011).
Раздел 2.
Организация государственного контроля (надзора), муниципального контроля

Объектом муниципального земельного контроля являются все земли, находящиеся в границах  муниципального образования «Город Калуга» независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности.

Муниципальный земельный контроль осуществляется в форме проверок (плановых и внеплановых) использования земель организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами при осуществлении их деятельности и реализации своих прав на землю.

Органом, осуществляющим муниципальный земельный контроль на территории муниципального образования «Город Калуга», является структурное подразделение Городской Управы города Калуги -  управление строительства и земельных отношений города Калуги (далее – управление).

Функции муниципального земельного контроля в управлении выполняют специалисты отдела по контролю за землепользованием (далее - отдел), к задачам, которых относится контроль за:

а) соблюдением земельного законодательства, требованием по использованию земель;
б) использованием земель по целевому назначению;
в) соблюдение порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю;
г) предоставлением достоверных сведений о состоянии земель;
д) соблюдением порядка переуступки права пользования землей;
е) своевременным выполнением обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), строительных, лесозаготовительных, изыскательных и иных работ, ведущихся с нарушением почвенного слоя, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных и собственных надобностей;
ж) своевременным и качественным выполнением обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от водной эрозии, заболачивания, затопления, переуплотнения, захламления, загрязнения и по предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель и вызывающих их деградацию;
з) выполнением требований по предотвращению уничтожения, самовольного снятия и перемещения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и употребления;
и) наличием и сохранность межевых знаков границ земельных участков;
к) выполнением иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель.

Раздел 3.
Финансовое и кадровое обеспечение государственного контроля (надзора), муниципального контроля

Осуществление муниципального земельного контроля на территории муниципального образования «Город Калуга» проводится за счет средств местного бюджета, выделяемых на финансирование функционирования аппарата органа местного самоуправления.

Штатная численность отдела составляет 3 единицы: начальник отдела, главный специалист, ведущий специалист. Отдел укомплектован полностью. Все работники отдела имеют высшее образование и стаж практической работы по выполнению функции контроля за землепользованием свыше 5 лет.

В 2014 году муниципальный земельный контроль осуществляли все сотрудники отдела по контролю за землепользованием, включая начальника отдела.

В 2014 году специалисты отдела проходили обучение по повышению квалификации по вопросам осуществления муниципального земельного контроля и урегулирования земельных отношений.

Средняя нагрузка на одного специалиста по фактически выполненному  в отчетный период объему функций по муниципальному земельному контролю составила 64   проверки в год (с учетом проверок в отношении граждан).

Эксперты и представители экспертных организаций к проведению мероприятий по контролю за землепользованием не привлекались.

Раздел 4.
Проведение государственного контроля (надзора), муниципального контроля

Муниципальный земельный контроль осуществляется в форме ежегодных плановых проверок, а также внеплановых проверок исполнения землепользователями, собственниками и арендаторами земельных участков законодательства Российской Федерации, иных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы использования земель на территории муниципального образования «Город Калуга».

Плановые проверки проводятся на основании утвержденного Городским Головой города Калуги ежегодного плана, согласованного с органами прокуратуры. Ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте Городской Управы города Калуги.

О проведении конкретной плановой проверки в управлении издается соответствующий приказ.

В 2014 году  проведено 192 плановые и внеплановые выездные проверки соблюдения земельного законодательства юридическими, физическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Из общего количества проведенных проверок в 2014 году, 9 проверок проводилось в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 26.12.2009 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в том числе: плановых -7; внеплановых -2, из них: 

  • по требованию прокуратуры города Калуги – 1;
  • на предмет исполнения ране выданного предписания - 1.

План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за 2014 год  управлением выполнен на 58%.

Из общего количества запланированных проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проведенных за отчетный период, не состоялось пять плановых проверок по следующим причинам:

  • 3 юридических лица, в отношении которых должны были проводиться плановые проверки, надлежащем образом о дате и времени проведения проверок не уведомлены (истек срок хранения), что подтверждается информацией с официального сайта почты России, в связи с чем проведение проверок не представлялось возможным (Федеральный закон Российской Федерации от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»);
  • 2 юридических лица не обеспечили присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами. По данному факту в отношении юридических лиц составлены административные протоколы по ст.5.1 Закона Калужской области от 28.02.2011 № 122-ОЗ «Об административной ответственности в Калужской области» - неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица государственного органа Калужской области, органа административно-технического контроля, органа местного самоуправления, осуществляющего контрольные функции, возложенные на государственный орган Калужской области, орган административно-технического контроля, органы местного самоуправления федеральным законодательством и законодательством Калужской области, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом своих служебных обязанностей. Административный материал направлен мировому судье для рассмотрения и принятия мер.
Раздел 5.
Действия органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений

В отчетном году по результатам проведенных проверок по контролю за землепользованием было выявлено 100 нарушений требований земельного законодательства юридическими, физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, что составляет около 52% от общего числа проверок, в том числе в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по 3 проверкам выявлены следующие нарушения:

  • ч. 1 ст. 8.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации - неиспользование земельного участка по назначению  - 1;
  • ст. 7.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации - самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных правоустанавливающих документов на землю - 1;
  • ст. 5.2 Закона Калужской области от 28.02.2011 № 122-ОЗ «Об административной ответственности в Калужской области» - невыполнение в  установленный срок законного предписания органа местного самоуправления, его должностного лица, осуществляющего контрольные функции об устранении нарушения законодательства.

Материалы проверок в порядке, установленном Соглашением о взаимодействии органов государственного земельного контроля и муниципального земельного контроля от 13.11.2010 № 490/10, направлялись в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области - орган, уполномоченный на возбуждение административного производства (составление протоколов) и вынесение постановлений о назначении административного наказания.

Раздел 6.
Анализ и оценка эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля

п/п

Показатели эффективности

1 полугодие

Отклонение %

(при значении более 10% указать причины таких отклонений)

2 полугодие

Отклонение %

(при значении более 10% указать причины таких отклонений)

 

 

2013

2014

 

2013

2014

 

1

Выполнение плана проведения  проверок (доля проведенных плановых проверок в процентах от общего количества запланированных проверок)

 

 100

 

 

 

    57

 

43

лица, в отношении которых должны были проводится плановые проверки, надлежащем образом о дате и времени проведения проверок не уведомлены, в связи с чем проведение проверок не представлялось возможным

100

 58

 

     42

лица, в отношении которых должны были проводится плановые проверки, надлежащем образом о дате и времени проведения проверок не уведомлены, в связи с чем проведение проверок не представлялось возможным, не обеспечили присутствия руководителей юридических лиц (неявка на проверку).

 

2

Доля заявлений органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, направленных в органы прокуратуры о согласовании проведения внеплановых выездных проверок, в согласовании которых было отказано (в процентах общего числа направленных в органы прокуратуры заявлений)

 

   0

 

   0

 

     0

 

   0

 

  0

 

       0

3

Доля проверок, результаты которых признаны недействительными (в процентах общего числа проведенных проверок)

 

   0

 

    0

 

     0

 

   0

 

   0

 

        0

4

Доля проверок, проведенных органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля с нарушениями требований законодательства Российской Федерации о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, осуществившим такие проверки, применены меры дисциплинарного, административного наказания (в процентах от общего числа проведенных проверок)

 

    0

 

 

 

 

 

 

 

    0

 

 

 

 

 

 

 

      0

 

 

 

 

 

         

 

   0

 

 

 

 

 

 

 

    0

 

 

 

 

 

 

 

        0

 

 

 

 

 

 

5

Доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в отношении которых органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля были проведены проверки (в процентах от общего количества юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории  конкретного субъекта Российской Федерации и муниципального образования)

 

 0.19

 

 0.17

0.02

 0.48

 0.25

 

      0.23

6

Среднее количество проверок, проведенных в отношении одного юридического лица, индивидуального предпринимателя

  

    1

 

   1

     

0

 

   1

 

  1

      

       0

7

Доля проведенных внеплановых проверок (в процентах от общего количества проведенных проверок)

 

28.5

 

 

33.3

      

4.8

 

 

 29.4

 

 22.2

 

   

     7.2

 

8

Доля правонарушений, выявленных по итогам проведения внеплановых проверок (в процентах от общего числа правонарушений)

 

100

 

100

   

0

 

 

  33

 

  33

      

       0

 

   9

Доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений, с которыми связано возникновение угрозы причинения вреда, жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью предотвращения угрозы причинения такого вреда (в процентах от общего количества проведенных внеплановых проверок)

 

    0

 

 

 

 

 

 

    0

 

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

 

   0

 

 

 

 

 

 

   0

 

 

 

 

 

 

       0

 

 

 

 

 

10

Доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений обязательных требований, с которыми связано причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью прекращения дальнейшего причинения вреда и ликвидации последствий таких нарушений (в процентах от общего количества проведен. внеплановых проверок).

0

0

0

0

0

0

11

Доля проверок, по итогам которых выявлены правонарушения (в процентах от общего числа проведенных плановых и внеплановых проверок)

 

28.5

 

16.6

 

11.9

план проведения проверок стал общедоступным

 

23.5

 

33.3

 

      9.8

12

Доля проверок, по итогам которых по результатам  выявленных правонарушений были возбуждены дела об административных правонарушениях (в процентах от общего числа проверок, по итогам которых были выявлены правонарушения)

 

    0

 

100

 

  100

в 1 полугодии 2013 года административные  дела не возбуждались(нарушения не выявлены)

 

100

 

100

 

           0

13

Доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания (в процентах от общего числа проверок, по итогам которых выявлены правонарушения)

0

100

100

в 1 полугодии 2013 года штрафы не наложены

100

100

0

14

Доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в процентах от общего числа проверенных лиц)

0

0

0

0

0

0

15

Доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, явившиеся причиной причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в процентах от общего числа проверенных лиц)

 

 

    0

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

0

 

 

 

16

Количество случаев причинения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (по видам ущерба)

 

 

   0

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

0

 

 

 

17

Доля выявленных при проведении проверок правонарушений, связанных с неисполнением предписаний        (в % от  числа выявленных правонарушений)

   0

 100

  100

в 1 полугодии 2013 года все предписания исполнены

0

 33.3

       33.3

в 2013 году все предписания исполнены

План проведения мероприятий по осуществлению муниципального земельного контроля в городе Калуге в 2014 году, утвержденный постановлением Городской Управы города Калуги от 07.02.2014 № 1128-пи, предусматривал проведение 12 плановых проверок соблюдения земельного законодательства Российской Федерации в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, регулируемых Федеральным законом Российской Федерации от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за 2014 год  управлением выполнен на 58%.

В  2014 году доля проведенных плановых проверок снизилась в сравнении с 2013 годом на 42%.

Доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в отношении которых органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля были проведены проверки (в процентах от общего количества юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории  муниципального образования «Город Калуга») снизилось на 0,23%.

Доля проведенных внеплановых проверок от общего количества проведенных проверок в 2014 году снизилась в сравнении с 2013 годом на 7,2%. Причина в том, что в 2013 году по требованию прокуратуры города Калуги проводились 3 внеплановые проверки, а в 2014 году только 1 внеплановая проверка.

Доля проверок, по итогам которых выявлены правонарушения от общего числа проведенных плановых и внеплановых проверок в 2014 году по сравнению с 2013 годом,  увеличилась на 9,8%.

В 2014 году доля проверок, по итогам которых по результатам  выявленных правонарушений были возбуждены дела об административных правонарушениях и наложены административные наказания по всем фактам выявленных нарушений, составляет 100%.

По материалам муниципального земельного контроля в 2014 году  Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области (орган, уполномоченный на возбуждение административного производства и вынесения постановлений о назначения административного наказания) возбуждены и рассмотрены 2 дела об административных правонарушениях, наложены административные штрафы на сумму  41,0 тыс.рублей, в том числе:

  • на юридических лиц - 40 тысяч рублей;
  • на должностное лицо - 1,0 тысяча рублей.

Кроме того, административной комиссий № 10 городского округа «Город Калуга» (далее – комиссия) возбуждено и рассмотрено 1 дело в отношении юридического лица на предмет неисполнения законного предписания. Юридическому лицу административной комиссией вынесено административное наказание в виде предупреждения.

В 2014 году в отношении одного юридического лица и индивидуального предпринимателя, подпадающего под мероприятия по контролю, проводилась  одна  проверка.

Проверок, признанных недействительными, и проверок, проведенных с нарушениями требований законодательства Российской Федерации, по итогам 2014 года не выявлено.

Раздел 7.
Выводы и предложения по результатам государственного контроля (надзора), муниципального контроля

Основными задачами в вопросах осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципального образования «Город Калуга» в 2015 году являются: повышение эффективности и результативности осуществления муниципального земельного контроля за счет принятия всего комплекса мер, предусмотренных действующим законодательством, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений.

Федеральный закон Российской Федерации от 26.12.2009 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» направлен на защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок, связанных с их непосредственной деятельностью.

Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок, регулируемых указанным Федеральным законом РФ, выражается в создании правовой ситуации, при которой ограничение предпринимательской деятельности либо ее приостановление возможны лишь в исключительных случаях в предусмотренном законом порядке.

Согласно Положению «О муниципальном земельном контроле в городе Калуге», утвержденному постановлением Городской Думы города Калуги от 25.11.2003 № 279, задачей муниципального земельного контроля является проведение контрольных мероприятий за использованием земельных участков юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

При этом объектом проведения муниципального земельного контроля является не юридическое лицо или индивидуальный предприниматель и их предпринимательская деятельность, а только земельный участок.

При проведении муниципального земельного контроля предпринимательская деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не проверяется и не может подлежать приостановлению или какому-либо ограничению.

Существующая на сегодняшний день практика, при которой мероприятия по муниципальному земельному контролю регулируются положениями Федерального закона Российской Федерации от 2612.2009 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», не позволяет осуществлять их в необходимом объеме ввиду ограниченности оснований, предусмотренных законом для их проведения, а также сложности процедуры планирования, согласования и осуществления контрольных мероприятий.

Так, например, основаниями для проведения внеплановой проверки являются:

а) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
б) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

  • возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайной ситуаций природного и техногенного характера.

Указанный перечень является закрытым, что не позволяет осуществлять мероприятия по муниципальному земельному контролю в иных случаях, когда их проведение необходимо объективными обстоятельствами (поступление в уполномоченный орган местного самоуправления данных о земельных правонарушениях, не связанных с фактами, перечисленными выше).

На основании вышеизложенного предлагаем внести изменения в действующее законодательство, которые позволят исключить мероприятия по осуществлению муниципального земельного контроля из числа правоотношений, регулируемых нормами Федерального закона Российской Федерации от 26.12.2009 № 294-ФЗ.

Текст документа: 
Эта информация предназначается: